Десять стандартов военного образования

Военное образованиеС 1-го сентября Минобороны России вводит новую систему военного образования

О новой системе военного образования рассказала руководитель Департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина Приезжева.

Система военного образования — это в первую очередь сама сеть учебных заведений. Сейчас эта сеть Министерством обороны оптимизируется. В советские времена подготовкой военных кадров занимались 166 учебных заведений. Ежегодный выпуск офицеров составлял примерно 60 тысяч человек. Наша армия теперь стала другой, изменились кадровые потребности. Потребность в подготовке кадров сократилась примерно в 7 раз, а количество высших учебных заведений — только в 3,5 раза.

Количество проходящих обучение курсантов напрямую связано с профессорско-преподавательским составом. Чем меньше в вузе курсантов, тем, соответственно, меньше возможности создать в этом вузе мощный научный потенциал, мощную школу. Потому сейчас происходит укрупнение этих вузов, улучшаются фонды, инвестируются ресурсы в техническое оснащение высших учебных заведений.

До последнего времени на чаше весов была необходимость набирать и готовить молодых людей, тратить на них средства, силы и через пять лет получить выпускника, лейтенанта, который не имеет практического опыта командования в войсках, или же дать возможность переподготовки большему количеству офицеров, которые уже выслужили определённое время, которые понимают, что такое армия. В Министерстве обороны сочли, что второй вариант — более правильный.

В последнее время проводилась довольно массовая переподготовка увольняемых военнослужащих. Как известно, по законодательству военнослужащий, увольняясь, имеет право пройти переподготовку по родственной гражданской специальности. Раньше эту переподготовку осуществляли гражданские вузы, но было принято соответствующее решение, и уже не первый год эту переподготовку проводят военные вузы как раз силами тех преподавателей, которых в этих вузах сохраняют. Плюс к этому — дополнительное образование.

После прохождения программы переподготовки действующие офицеры, пройдя это обучение, возвращаются к месту службы на свои места и имеют возможность дальше продвигаться по карьерной лестнице. Что же касается увольняемых военнослужащих, то после прохождения курса переподготовки, обновив знания по родственной гражданской специальности, они не идут служить, а увольняются из Вооружённых Сил, имея возможность успешно трудоустроиться.

В системе Министерства обороны, по профилю подготовки у каждого вида и у каждого рода есть свои академии. Есть свой военно-учебный научный центр у видов, то есть у Сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Есть видовые академии и у Космических войск, и у Ракетных войск стратегического назначения. Действует Рязанское училище ВДВ. И у войск РХБЗ есть своя академия в Костроме. То есть по каждому направлению вуз существует.

При подготовке новых государственных стандартов третьего поколения учли новые реалии. Те подходы, на которых базировалось образование ранее, большей частью были заимствованы из советского периода. Сейчас, когда совершенно другими стали вооружение и военная техника, когда изменились формы и методы ведения боевых действий, необходимо подготовить управленца, который мог бы ориентироваться в различных нестандартных ситуациях и принимать оперативно правильные решения, как в рамках военных действий, так и в каких-то учебных ситуациях.

Новые стандарты третьего поколения, которые вступят в силу 1 сентября этого года, — как раз яркое подтверждение реализации этих новых подходов. Наверное, впервые столь активно при разработке новых стандартов задействовали гражданскую школу. Раньше курсанты готовились по 101 стандарту. Теперь их укрупнили, оставив лишь 10. Объединили родственные специальности. К подготовке этих стандартов были привлечены ведущие гражданские вузы страны.

Сейчас не воюет самостоятельно флот, не воюют отдельно Сухопутные войска или авиация. Все военные операции, которые происходили за последнее время, осуществлялись объединёнными группировками сил и средств. Главная задача ныне — координация и взаимодействие различных видов и родов войск, потому что воюют все сразу, одновременно. И эта слаженность как раз и служит залогом успешной боевой операции. Говоря о новых методах и способах ведения боевых действий, речь идёт именно о том, что сейчас автономно и отдельно каждый вид и род не действует. Проводится смешанная военная кампания. Требования меняются. И подходы к образованию тоже должны меняться. Федеральный государственный стандарт — это базовая часть, которая составляет основу любой учебной программы. Как строится учебная программа? Есть федеральная программа. Это перечень дисциплин, которые обязательны к изучению для всех, например, командиров. Военные учебно-научные центры появились в нашей системе с ноября 2009 года. Это не такой уж и большой срок, но тем не менее то, что уже удалось реализовать на примере, допустим, ВУНЦ ВМФ, себя зарекомендовало очень хорошо. Когда наука и образование объединяются, удаётся решить целый спектр вопросов. Совершенно по-другому, например, задаётся тематика курсовых, дипломных работ, тем докторских, кандидатских диссертаций. Курсанты сразу же привлекаются в процессе своего обучения к научно-исследовательской работе тех научно-исследовательских институтов, которые вошли в этот ВУНЦ. С другой стороны, учёных, которые занимаются чистой наукой, привлекают в качестве руководителей дипломов, оппонентов при защите кандидатских диссертаций, для чтения каких-то лекций или циклов. Эта практика позволяет существенно повысить качество образования.

И, видимо, в том числе, поэтому недавно министр обороны принял решение о концентрации науки и образования в одном месте. То есть сейчас научно-исследовательские институты Министерства обороны будут объединяться с военными высшими учебными заведениями.

Если этот сайт вам полезен и нравится, то в знак благодарности, внесите вклад в его развитие, перечислив любую сумму на яндекс кошелек

6 комментариев к записи “Десять стандартов военного образования”

  • avatar

    [...] «Руководство минобороны наконец-то утвердило программу непрерывной профессиональной подготовки командного состава Вооруженных сил.»  Может это конечно правильно, справедливо и адекватно современным реалиям. Но лично у меня новые стандарты военного образования вызывают в лучшем случае недоумение. Зачем переподготовка перед назначением на новую должность??? Нас в свое время в военном училище учили до уровня командира батальона. Извените, но это полный пиз...ц!!! Что теперь 5 лет будут учить командиров взводов? Удачи вам господа! Как я счастлив, что смотрю на всё происходящее в вооруженных силах России со стороны простого обывателя! Куда мы катимся? Что скажете? Ниже привожу полностью эту очаровательную «новость». Не думал, что дойдут до этого. Начало здесь! [...]

  • avatar

    Поражает безграмотность госпожи управительницы подготовкой военных кадров при её рассуждениях о действиях Вооружённых Сил. Никогда виды Вооружённых Сил не действовали, да и не могли действовать изолированно друг от друга. Даже в теперь уже далёкой и, видимо, неизвестной гражданке Приежевой Великой Отечественной войне все операции, тем более стратегического уровня, проводились в теснейшем взаимодействии всех привлекаемых видов и родов войск. Одним из ярких примеров таких операций уже в военое время является стратегисеская операция «Анадырь» с переброской через океан на Кубу группировки войск, состоящей из всех видов и родов войск, включая дивизию ракетных войск стратегического назначения оснащенную боевыми ядерными боеголовками. Всё это — военные аксиомы, которые почему-то выдаются как открытия нынешних реформаторов. Это — во-первых.

    [Ответить]

    avatar

    капитан отвечает:

    Так они и не пытаются разобраться в военных аксиомах! У них все своё! ГРАЖДАНСКОЕ!!! Не ждите от них логики военного человека.

    [Ответить]

  • avatar

    (Приношу извинения за ошибки, допущенные в первой части комментария, он был отправлен преждевременно).

    Во-вторых, такие совместные действия видов и родов войск или изменения в оперативном искусстве и стратегии не могут сущетвенно влиять на содержание и методику подготовки комадиров даже батальонного звена, а тем более инженеров, так как проблемы взаимодейсвия решаются не на тактическом, а на оперативном и стратегическом уровне. Лётчик должен уметь пилотировать самолёл и выполнять свойственные ему боевые задачи: бомбометание, перехват, пуск ракет в цель, разведку и т.д. Инженер должен разбираться в конструкции. А задачами взаимодействия занимаются вышестоящие штабы. Какие тут нужны изменения в подготовке первичных офицерских кадров? Гражданский руководитель департамента военного ведомства госпожа Приезжева не поясняет. И не удивительно...

    [Ответить]

    avatar

    капитан отвечает:

    Не виновата она! Если нормальным языком по-простецки сказать.

    [Ответить]

  • avatar

    [...] обороны приняло решение закрыть программу реформы военного образования, из-за которой в 2009 году было затеяно масштабное [...]

Хочется высказаться? Оставьте комментарий!