9 сентября 2014 - Author капитан   Category Новости    Comments Комментариев нет   Tags

Шойгу против Рогозина: зачем ликвидировали Рособоронзаказ

В этом посте писал про создание, а теперь про ликвидацию.

Вчера президент Владимир Путин своими указами ликвидировал Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной и специальной техники (Рособоронпоставка), а также Министерство регионального развития. И если упразднение последнего из-за отсутствия реальных полномочий напрашивалось, то в судьбе двух ведомств, причастных к исполнению оборонного заказа, все далеко не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Ликвидация и Рособоронзаказа, и Рособоронпоставки совершилась не столько в рамках проводимой оптимизации правительственных структур, сколько из-за конфликта правительственных чиновников.
История с упразднением Рособоронзаказа началась в январе 2014 года, когда министр обороны Сергей Шойгу неожиданно счел работу службы неэффективной и, озаботившись размером бюджетных расходов на содержание аппарата, попросил Дмитрия Медведева добиться ее ликвидации. Против этого ожидаемо выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин, в ведении которого служба и находилась. На специально собранном совещании доводы своего заместителя Медведев оценил повыше, чем критику министра, а потому тему заблокировал. 
На этом все могло и закончиться, если бы министром обороны был не Шойгу, а кто-нибудь другой. Но для него, человека с репутацией спасителя российской армии, вопрос стал принципиальным. И дело не в глупых версиях о том, что он продолжает бороться с наследием Анатолия Сердюкова: в части Рособоронзаказа это наследие уже давным-давно поборол Рогозин. А в том дело, что подобная служба с ее полномочиями в контрольно-надзорной сфере представляет для военных большую опасность, серьезно портя блестящие отчеты о поставках вооружений в войска. Представим следующую картину: на стол к Путину кладут две папки. В одной из них – отчет Минобороны РФ, в другой – данные Рособоронзаказа. В первом документе все отлично и идеально, во втором – преимущественно тьма и мрак. Могло ли это понравиться военным? Вряд ли. Но ведь эти тьма и мрак в отчетах появлялись не потому, что так захотелось, а потому, что у службы задача такая была – искать проблемы, а не возвышать достоинства. Понимал ли это министр обороны? Понимал. Готов ли он был смириться с подобным положением дел? Нет, конечно. Не добившись успеха в правительстве, Сергей Шойгу, видимо, вспомнил, что он не только входит в кабинет министров, но является и «членом президентской команды», а потому обратился напрямую к Владимиру Путину, которого уговорить на ликвидацию столь вредной для себя структуры оказалось достаточно просто.
Все эти маневры были осуществлены де-факто за спиной у премьера, что восторга у последнего, естественно, не вызвало. По утверждению чиновника аппарата правительства, узнав о проведенном министром обороны маневре, Медведев на одном из совещаний сразу же заявил: «Счет должен быть 1:1». 30 мая он поручил вице-премьеру Сергею Приходько подготовить проект президентского указа, в котором будет прописана не только ликвидация правительственного Рособоронзаказа, но и Рособоронпоставки, находившейся в ведении Министерства обороны. Сергей Шойгу пытался каким-то образом повлиять на ситуацию и даже направил на имя премьера еще одно письмо, где приводил примеры эффективной работы находившегося под крылом Минобороны агентства, однако ожидаемого результата они не принесли. Медведев последовательно отстаивал идею ликвидации двух ведомств сразу, донеся эту идею и до Владимира Путина.
После проведенной «оптимизации» функции Рособоронзаказа и Рособоронпоставки будут распределены между другими ведомствами. Так, в силовых структурах типа Минобороны, МВД, ВСБ, ФСИН и так далее дополнительные полномочия получат управления по государственному заказу. А Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба и Счетная плата возьмут на себя контрольно-надзорную деятельность в сфере оборонзаказа. Подобные схемы использовались в середине 2000-х годов, однако после упразднения двух профильных ведомств иного варианта, кроме как обратиться к опыту прошлых лет, не остается.

Если этот сайт вам полезен и нравится, то в знак благодарности, внесите вклад в его развитие, перечислив любую сумму на яндекс кошелек

Хочется высказаться? Оставьте комментарий!